Как я поступил во ВГИК

   В 1990 году, ещё во времена Советского Союза, я увидел в телепередаче «Взгляд» кинорежиссёра Владимира Кобрина. Показывали его фильм «Презент континиус». Для меня это было открытие в документальном кино. Футуристические образы техногенного мира рисовали «светлое» будущее бессмертного человечества. Ничего подобного мне не приходилось видеть.

   Когда Владимир Михайлович объявил о начале набора в его мастерскую, то для меня было всё решено:  Еду поступать во ВГИК. Но с пустыми руками к великому мастеру ехать не хотел. Уже давно мечтал снять свой первый фантастический фильм с громким названием «Свалка».

   О кинопроизводстве я знал немного. Пришлось логическим путём подойти к этому вопросу. Сценарий был готов, ну почти готов, в основном он прорывался через мой юный гениальный мозг, где с каждым днём рождались всё новые и новые образы.  Далее, по плану - подготовительный период. Благодаря тому, что я работал в ГТРК, мне не составило труда договориться с председателем канала о всевозможной поддержке. Работа с художником заняла 2 недели. За это время я успел договориться и привезти из воинской части реквизит: кирзовые сапоги (пар 100), ящики из-под боеприпасов, пулемётные ленты, колючую проволоку, треки от танков, гильзы и прочую мелочь. В общем, всё то, что подлежало списанию. Автомат нашёлся в нашем реквизите, что очень порадовало. Оператор Володя Бурцев договорился о доставке крана из местного хозяйства. И в принципе всё было готово, оставалась лишь натура. Местная свалка не подошла. Шестиэтажное нагромождение мусора никак не хотело вписываться в картину. Выручила стихийная мусорка за гаражами на окраине города.

Юрий Агапов на Марийском ТВ
   Сто лет жизни ГТРК Марий-Эл, его сотрудникам и председателю Оленёву!.. Не устану повторять эту фразу. Только они могли выделить ПТС на съёмку почти авантюрного проекта.











Кадр из фильма "Свалка"
   Монтажно-тонировочный период занял ещё неделю и… «ФИЛЬМА» была готова. Вернее, маленький отрывок «гигантской» картины.













Ролан Быков
   В Москву я приехал вместе с оператором. Мастерская находилась на Чистых прудах в фонде Ролана Быкова. Как оказалось, Ролан Антонович был куратором мастерской - это меня ещё больше порадовало. Я уже тогда знал, что Быков во время войны был в эвакуации в моём родном городе Йошкар-Оле.









   Жизнь в мастерской кипела!.. Поступающие, как и я, не сидели без дела. Многие привезли свои работы: кто-то рисунки, кто-то целые картины, а кто-то фотографии, были и видеофильмы. Так что первая встреча с мастерами кинематографа не была короткой. Просмотр был в кинозале (сейчас он называется кинотеатр «Ролан»), смотрели как мастера, так и конкурсанты. После небольшой паузы Владимир Кобрин спросил меня: « А зачем вам поступать во ВГИК? Вы и так умеете снимать». И тут я первый раз пожалел о том, что снял этот ролик. Владимир Михайлович был очень внимательным и чутким человеком, заметив мою неловкость, он предложил познакомиться с его другом Разбашем.

   Андрей Разбаш, тогда он был режиссёром телекомпании «ВИД». Мы встретились на центральном телевидении в холле. Он был краток: фильм понравился, перспективы есть, предлагаю работать вместе. Получить подобное предложение от создателя ведущего канала страны… согласитесь, не каждый день бывает, но и терять шанс на поступление во ВГИК тоже не хотелось. В общем, я отказался, сказал, что буду учиться. Андрей пожелал успехов и предложил после окончания ВУЗа прийти к нему работать.

Юрий Агапов
   Отборочный тур поступления во ВГИК шёл год.

   «Сумасшедшие», как называл нас Кобрин, стекались со всего Советского Союза. 2000 человек прошло через мастерскую, а мест во ВГИКе было всего 10. Набирали почти как в космонавты. К отборочному туру было допущено 200 человек. Творческий тур проходил в спортзале, а куда ещё такую толпу посадить?  Там стоял такой грохот, словно мы были в каком-то сборочном цехе. Здесь пилили, что-то вбивали, клеили и гнули. Короче, создавали визуальный образ будущих картин. Я недалеко ушёл от своей темы «Свалка». На одном листе я «написал» сценарий, он состоял из наклеенных опавших листьев, брошенного бычка папиросы, смятой пачки «Беломора», обрывка письма и старых фотографий; в общем, из всего того, что я нашёл на земле рядом с институтом.

   Могу сразу сказать, что нужно, чтобы поступить во ВГИК: первое - понравиться мастеру, и второе - пройти на отлично творческий тур. Остальные дисциплины не очень важны, но готовиться к ним стоит.

   Как говорила кинорежиссёр Марина Михайловна Бабак: «Во ВГИК поступить очень сложно, но учиться очень легко».